| Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) 28 июня - 140 лет со дня рождения С.Н.Булгакова, философа, богослова.
БУЛГАКОВ, СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1871–1944), русский философ и
богослов. Родился в Ливнах Орловской губернии 16 (28) июня 1871. Окончил
юридический факультет Московского университета, в 1890-х годах
увлекался марксизмом, был близок к социал-демократам. Смысл дальнейшей
мировоззренческой эволюции Булгакова вполне определенно передает
заглавие его книги От марксизма к идеализму (1903). Он участвует в сборниках Проблемы идеализма (1902) и Вехи
(1909), в религиозно-философских журналах «Новый путь» и «Вопросы
жизни», издательстве «Путь». Религиозно-метафизическая позиция Булгакова
нашла вполне последовательное выражение в двух его сочинениях: Философия хозяйства (1912) и Свет Невечерний
(1917). В 1918 он стал священником, в 1922 был выслан из России. С 1925
и до конца своих дней руководил Православным богословским институтом в
Париже.В философских и богословских трудах Булгакова центральную роль играет софиология. Увидев в учении Вл.С.Соловьева
о Софии «наиболее оригинальный» элемент метафизики всеединства, но
«незаконченный и недоговоренный», Булгаков развивал софийную тему уже
начиная с Философии хозяйства и вплоть до своих последних богословских творений: Утешитель (1936) и Невеста Агнца
(1945). Его богословский опыт трактовки Софии как «идеальной основы
мира», Души мира, Вечной Женственности, нетварного «вечного образа» и
даже «четвертой ипостаси» был воспринят резко критически в церковных
православных кругах и осужден, причем как в России, так и за рубежом. В
метафизическом плане софиология Булгакова – это онтологическая система,
развитая в русле метафизики всеединства и восходящая своими корнями к
платонизму, в которой предпринята попытка радикального – в границах
христианской парадигмы – обоснования онтологической реальности тварного
мира, космоса, как обладающего собственным смыслом, способностью к
творческому развитию, «живым единством бытия». В Свете Невечернем
утверждается, что «онтологическая основа мира заключается в сплошной,
метафизически непрерывной софийности его основы». Мир в софиологии
Булгакова не тождествен Богу – это именно тварный мир, «вызванный к
бытию из ничто». Но при всей своей «вторичности» космос обладает
«собственной божественностью, которая есть тварная София». Космос –
живое целое, живое всеединство, и у него есть душа («энтелехия мира»).
Выстраивая онтологическую иерархию бытия, Булгаков различал идеальную,
«предвечную Софию» и мир как «становящуюся Софию». Идея Софии (в ее
многообразных выражениях) играет у Булгакова ключевую роль в обосновании
единства (всеединства) бытия, единства, не признающего в конечном счете
никакой изоляции, никаких абсолютных границ между божественным и
тварным миром, между началом духовным и природным (мыслитель видел в
собственной мировоззренческой позиции своего рода «религиозный
материализм», развивал идею «духовной телесности» и др.). Софиология
Булгакова в существенной мере определяет характер его антропологии:
природа в человеке становится «зрячей» и в то же время человек познает
именно «как око Мировой Души», человеческая личность «придана»
софийности «как ее субъект или ипостась». Смысл истории также «софиен»:
историческое творчество человека оказывается «сопричастным» вечности,
будучи выражением универсальной «логики» развития живого, одушевленного
(софийного) космоса. «София правит историей.., – утверждал Булгаков в Философии хозяйства.
– Только в софийности истории лежит гарантия, что из нее что-нибудь
выйдет». В антропологии и историософии русского мыслителя, как, впрочем,
и во всем его творчестве, граница между метафизическими и богословскими
воззрениями оказывается достаточно условной. Умер Булгаков в Париже 13 июля 1944.
| |