![](http://him2biblio.ucoz.ru/_si/0/59899443.jpg)
Пьер Корнель
(1606-1684)
6 июня - 405 лет со лня рождения Пьера Корнеля, французского драматурга.
Пьер Корнель (Corneille) (6.6.1606, Руан - 1.10.1684, Париж) - французский драматург. Член Французской академии с 1647 года. Сын адвоката. Литературную деятельность начал с галантных стихов, за которыми последовали комедии "Мелита, или Подложные письма" (постановка 1629, издание 1633) и др., трагикомедия "Клитандр, или Освобожденная невинность" (постановка 1630-1631, издание 1632), трагедия "Медея" (постановка 1635, издание 1639). Эти произведения были поисками жанровой формы. Трагикомедия "Сид" (постановка и издание 1637), конфликт которой (борьба долга и страсти) отражает центральное противоречие времени - отношение личности к складывающемуся в форме абсолютной монархии национальному государству, ознаменовала начало театра французского классицизма. И хотя в "Сиде" еще сильна атмосфера вольности, что и было главной причиной осуждения пьесы Французской академией, в нем уже звучит тема государства как высшего начала жизни, получившая дальнейшее развитие в трагедиях "Гораций" (постановка 1640, издание 1641), "Цинна, или Милосердие Августа" (постановка 1640-1641, издание 1643) и др. Победа разума над чувством, гражданской доблести над индивидуальными страстями, торжество героической воли составляют пафос трагедий Корнеля начала 1640-х годов. Он находит выражение и в классической, рационалистически строгой и ясной форме пьес, в которой всегда ощутима организующая художественная воля драматурга. Принципы поэтики классицизма Корнель стремится приложить и к комедии ("Лжец", постановка 1643, издание 1644).
Начиная с трагедии "Родогуна" (постановка 1644-1645, издание 1647), в театре Корнеля намечаются новые мотивы, вызванные разочарованием в абсолютистском государстве, которые определили характер его пьес конца 1640-х годов, получивших впоследствии название трагедий "второй манеры" Корнеля. Не судьбы нации, а династическая борьба за престол, мир дворцовых интриг и преступлений составляют содержание этих пьес. Образ монарха - тирана, движимого личным честолюбием, становится центральной фигурой театра Корнеля. Не находя больше разумного общественного содержания, воля его героев предстает как иррациональная, извращенная, преступная сила; драму движет слепая случайность, и принцип простоты и ясности, свойственный поэтике классицизма, сменяется нарочитой запутанностью интриги. Корнель делает попытки отойти от канонов классицизма и создать новые жанровые формы, промежуточные между трагедией и комедией ("Дон Санчо Арагонский", постановка 1649, издание 1650). Демократическая тенденция этой пьесы, явившаяся отголоском общественного подъема, вызванного оживлением оппозиционных абсолютизму сил, нашла дальнейшее развитие в лучшей трагедии позднего Корнеля "Никомед" (постановка и издание 1651), заканчивающейся народным восстанием. После провала "Пертарита" (постановка 1651, издание 1653) Корнель уходит из театра и возвращается к театральной деятельности лишь в 1659 году. Трагедии Корнеля 1660-х годов "Серторий" (постановка и издание 1662), "Отон" (постановка 1664, издание 1665) и др. свидетельствуют о творческом упадке драматурга. Корнель оказался в стороне от новых проблем времени. С театром он простился пьесой "Сурена" (постановка 1674, издание 1675). Последние годы жизни почти ничего не писал; умер в нищете, всеми забытый. Новая слава пришла к Корнелю в эпоху Просвещения и Великой французской революции. В России трагедии Корнеля переводились и ставились уже в 18 веке. Особенно популярен Корнель был в годы борьбы с деспотизмом Екатерины II и во время декабристского движения. Новые переводы трагедий Корнеля были сделаны в конце 19 века и в советское время (М. Л. Лозинским).
//Большая советская энциклопедияЛитература.
1. Батюшков Ф. Д. "Корнелиев "Сид". СПБ, 1895.
2. Балашов Н. И. "П. Корнель". М., 1956.
3. Сигал Н. А. "П. Корнель. 1606-1684". Л.- М., 1957.
Которая при нас не открывала рта. (Пьер Корнель / КРАСОТА
Того,кто ей не мил,любить нам невозможно,
Все домогательства тогда обречены. (Пьер Корнель / ЛЮБОВЬ МУЖЧИН,ЖЕНЩИН
Виновных различать Фемида не должна. (Пьер Корнель / КАРА
Ничто не исцелит душевного недуга. (Пьер Корнель / ДРУЖБА
Нерасторжима связь,ее нельзя порвать:
Супруги не должны в разлуке пребывать. (Пьер Корнель / ЗАМУЖЕСТВО И ЖЕНИТЬБА
Мы,смерти не страшась,боимся гнева милой! (Пьер Корнель / КРАСОТА
Но раз твоей душе понравилась приманка,
Преодолеть любовь душа уж не вольна. (Пьер Корнель / ЛЮБОВЬ МУЖЧИН,ЖЕНЩИН
Участье к слабому - не слабость храбреца. (Пьер Корнель / СЛАБОСТЬ
Того,кто ненавистью будет вам платить. (Пьер Корнель / ЛЮБОВЬ