| Виль Владимирович Липатов (1927-1979)
10 апреля - 85 лет со дня рождения Виля Владимировича Липатова, русского писателя.
Родился 10 апреля 1927 в Чите, отец — сотрудник читинской областной
газеты «Забайкальский рабочий», мать — преподавательница литературы
средней школы. В 1942 поступил в Новосибирский институт военных
инженеров, затем перевелся на отделение истории Томского педагогического
института (1948–1952, окончил экстерном). Младшекурсником начал
работать в томской областной газете «Красное знамя», где опубликовал
первые рассказы Самолетный кочегар и Двое в тельняшках (оба 1956).
С 1958 жил в Чите, работал литературным секретарем газеты «На боевом
посту» (1958–1959); в 1964–1966 — специальный корреспондент газеты
«Советская Россия». В 1965 переехал в Брянск, в 1967 — в Москву.
В 1958 вышла первая книга Липатова — повесть Шестеро, где в традициях
советской «производственной» прозы идет речь о том, как во время бурана
водители сумели провести через тайгу необходимые леспромхозу машины.
Тема трудового подвига, рост и мужание человека в труде, взаимоотношения
личности и трудового коллектива определяют и содержание последующих
повестей Липатова Капитан «Смелого», Своя ноша не тянет (обе 1959),
Глухая Мята (1960), Стрежень, Зуб мудрости (обе 1961; ранние назв.
— Юноша и машина, Ванюшка Чепрасов), Черный Яр, Смерть Егора Сузуна (обе
1963), а также примыкающей к ним пьесы Земля не на китах (1966).
Повесть Чужой (1964), поставившая вопрос о психологии
современного мещанина, вызвала дискуссию в литературной критике, как
и принесший Липатову всесоюзную известность цикл рассказов об участковом
уполномоченном Анискине Деревенский детектив (1967–1968; одноименная
пьеса, 1969). Последний, как и повести Лида Вараксина (1968) и Сказание
о директоре Прончатове (1969), наиболее полно выявили характерные черты
прозы Липатова: очерково-документальную основу сюжета, «фона» и образов,
социальный характер конфликтов и принципиально оптимистическое доверие
к человеческое натуре, всегда способной, по Липатову, правильно
сформироваться (или исправиться) в процессе разумно налаженного
трудового и нравственного взаимодействия с обществом.
Актуализированность «журналистского» подхода писателя к изображаемому
диктовала не только известную простоту, четкость и фактографичность
повествования, но и постепенное неизбежное усиление в его произведенеиях
социальной критики. Одним из первых с конца 1960-х годов Липатов начал
упорно и последовательно ставить вопрос о неблагополучии общества,
в котором честный милиционер Анискин и талантливый инженер-«управленец»
Прончатов вынуждены ловчить, нарушать официальные правила, чтобы
принести пользу делу и людям, что вызывало полемические выпады
ортодоксальной критики в адрес «деревенского Мегрэ» и «сибирского Остапа
Бендера». В то же время внимательные критики отмечали и элементы
«притчевости», определенной заданности ситуации в этих произведениях
Липатова, что более четко обозначилось в романах И это все о нем (1974)
и Игорь Саввович (1977). Почти фатальный характер носит здесь гибель
положительного героя, комсомольца Евгения Столетова, обреченного
на поражение, как и поражение Игоря Саввовича.
Утверждению вечных ценностей человеческого бытия — честного труда,
искренней любви, крепкой и дружной семьи — посвящены повести Липатова
Еще до войны (1971), Житие Ванюшки Мурзина, или Любовь в Старо-Короткине
(1989), а также Серая мышь (1970), где с болью и грустью следит
писатель за судьбой слабохарактерного, разрушившего себя водкой Семена
Баландина, модификации шукшинского «чудика», деревенского
правдоискателя, не находящего применения своим мечтаниям, изобретениям
и благородным проектам и потому спивающегося.
Особенно глубок социальный анализ в романе Лев на лужайке (1978–1979;
опубл. в 1989–1990), повествующем о головокружительной газетной карьере
«обаятельного конформиста». В повести Выборы пятидесятого (конец 1960-х
годов; не опубл.) талантливый журналист, «мужчина в постели, в газете —
проститутка», пишет очерк-«подвал» Патриотка о старой работнице,
живущей в заливаемом водой подвале (многозначительная игра слов)
и продолжающей славить Сталина. Писатель создает притчу-пародию
об искаженном бытии и сознании рядового труженика советской эпохи.
Автор рассказов (Заглавное начальство, 1960; Мистер-Твистер, Кукла
госпожи Барк, оба 1967; Сильно долгие сны, 1979, и др.), очерков
о современниках. Писатель много работал с литературной молодежью. Его
произведения инсценировались, в т.ч. самим автором.
Умер Липатов в Москве 1 мая 1979. http://publ.lib.ru/ARCHIVES/L/LIPATOV_Vil%27_Vladimirovich/_Lipatov_V._V..html
| |