25 февраля - 305 лет со дня рождения Карло Гольдони, итальянского драматурга. Гольдони родился в Венеции в 1707 г. В доме деда своего, большого
любителя театра, он уже ребенком знакомился с сценическими
представлениями. Изучая по приказанию отца медицину, он больше читал
Плавта, Теренция, Аристофана, Менандра и вместе с тем усердно посещал
театр, водил компанию почти исключительно с актерами и актрисами.
Уступая его просьбам, отец позволил ему переменить факультет. Сперва в Венеции, потом в Павии Карло Гольдони занимается юридическими
науками, но гораздо усерднее знакомится с драматической литературой
вообще и итальянской в частности, причем с прискорбием замечает в
последней отсутствие чего-либо достойного внимания и, несмотря на свои
16 лет, задумывает реформу в этой области. За сатиру в драматической
форме: «Колосс» его удалили из Павии, после чего он учился некоторое
время в Удинэ, а затем в моденском университете, где и окончил курс. Вступил в адвокатское сословие (в Венеции) и с успехом ведя процессы,
Карло Гольдони сочинял трагедии — что наименее соответствовало свойству
его дарования и потому выходило очень неудачно — и либретто для оперт,
и те и другие стали появляться на сцене, но без успеха. На свою
настоящую дорогу, сразу доставившую ему громкое имя, К. Гольдони
вступил только комедией «Светский человек» (L'Uomo di Mondo), за
которою последовали: «Мот» (II Prodigo), «Банкротство» (II Fallimento),
«Обманщик» (L’Impostore) и др. В течение одного года им было написано
для венецианской публики шестнадцать трехактных пьес. В 1761
г. Гольдони навсегда оставил свое отечество, чтобы поселиться в Париже,
куда его вызвала дирекция тамошнего итальянского театра. В два года он
написал там 24 пьесы, из которых удержались в репертуаре 8 и которым
сам автор придавал так мало значения, что почти не бывал на
представлении их; тем охотнее Карло посещал театр французской, где все
более и более росло его восторженное сочувствие к Мольеру. Занятие должности учителя итальянского языка, внезапная потеря одного
глаза, приглашение из Лондона писать пьесы для тамошнего итальянского
театра, громадный успех написанной им по-французски комедии
«Благодетельный Брюзга» (Le Bourru bienfaisant), за которою последовала
еще одна французская, менее понравившаяся парижской публике,
продолжение литературной деятельности и на родном языке — вот главные
биографические факты за последнее время жизни Гольдони, умершего в
Париже в 1793 г. Литературное наследие Годьдони — более 200
пьес, между которыми всего больше комедий, из этих последних одни
(напр. «Патеда») относятся к жанру «слезливых комедий», другие —
веселые буффонады из народной жизни и так ваз. «комедии характера»
(напр. «Трактирщица», Locandiera; «Комический театр», II teatro comico;
«Осажденный богач», II Ricco insidiato; «Скупой», L Avaro;
вышеупомянутый «Благодетельный Брюзга» и мн. др.). Произведения Гольдони: