![](http://him2biblio.ucoz.ru/_si/0/22921567.jpg)
(1707-1793)
Гольдони родился в Венеции в 1707 г. В доме деда своего, большого любителя театра, он уже ребенком знакомился с сценическими представлениями. Изучая по приказанию отца медицину, он больше читал Плавта, Теренция, Аристофана, Менандра и вместе с тем усердно посещал театр, водил компанию почти исключительно с актерами и актрисами. Уступая его просьбам, отец позволил ему переменить факультет. Сперва в Венеции, потом в Павии Карло Гольдони занимается юридическими науками, но гораздо усерднее знакомится с драматической литературой вообще и итальянской в частности, причем с прискорбием замечает в последней отсутствие чего-либо достойного внимания и, несмотря на свои 16 лет, задумывает реформу в этой области. За сатиру в драматической форме: «Колосс» его удалили из Павии, после чего он учился некоторое время в Удинэ, а затем в моденском университете, где и окончил курс. Вступил в адвокатское сословие (в Венеции) и с успехом ведя процессы, Карло Гольдони сочинял трагедии — что наименее соответствовало свойству его дарования и потому выходило очень неудачно — и либретто для оперт, и те и другие стали появляться на сцене, но без успеха. На свою настоящую дорогу, сразу доставившую ему громкое имя, К. Гольдони вступил только комедией «Светский человек» (L'Uomo di Mondo), за которою последовали: «Мот» (II Prodigo), «Банкротство» (II Fallimento), «Обманщик» (L’Impostore) и др. В течение одного года им было написано для венецианской публики шестнадцать трехактных пьес.
В 1761 г. Гольдони навсегда оставил свое отечество, чтобы поселиться в Париже, куда его вызвала дирекция тамошнего итальянского театра. В два года он написал там 24 пьесы, из которых удержались в репертуаре 8 и которым сам автор придавал так мало значения, что почти не бывал на представлении их; тем охотнее Карло посещал театр французской, где все более и более росло его восторженное сочувствие к Мольеру. Занятие должности учителя итальянского языка, внезапная потеря одного глаза, приглашение из Лондона писать пьесы для тамошнего итальянского театра, громадный успех написанной им по-французски комедии «Благодетельный Брюзга» (Le Bourru bienfaisant), за которою последовала еще одна французская, менее понравившаяся парижской публике, продолжение литературной деятельности и на родном языке — вот главные биографические факты за последнее время жизни Гольдони, умершего в Париже в 1793 г.
Литературное наследие Годьдони — более 200 пьес, между которыми всего больше комедий, из этих последних одни (напр. «Патеда») относятся к жанру «слезливых комедий», другие — веселые буффонады из народной жизни и так ваз. «комедии характера» (напр. «Трактирщица», Locandiera; «Комический театр», II teatro comico; «Осажденный богач», II Ricco insidiato; «Скупой», L Avaro; вышеупомянутый «Благодетельный Брюзга» и мн. др.).
Произведения Гольдони:
- Брак по конкурсу
- Веер
- Ворчун-благодетель
- Дачная лихорадка
- Забавный случай
- Кофейная
- Кьоджинские перепалки
- Новая квартира
- Самодуры
- Синьор Тодеро-брюзга
- Слуга двух господ
- Слуга двух хозяев
- Трактирщица