2 сентября - 105 лет со дня рождения А.Ф.Казанцева, русского писателя, изобретателя. Александр Петрович Казанцев родился 2 сентября 1906 года в Акмолинске.
Окончил Томский технологический институт, работал инженером-механиком на
Белорецком металлургическом заводе, затем занялся изобретательством и
перешёл на работу во Всесоюзный научно-исследовательский институт
электромеханики. В 1939 был главным инженером промышленного отдела
советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Об этой выставке
он написал свой первый очерк («Новый мир», 1939, № 12). Участник
Великой Отечественной войны. Прошел путь от рядового до полковника, в
конце войны был уполномоченным Государственного комитета обороны —
демонтировал в Австрии заводы, работавшие на нацистов, и направлял их в
СССР. Изобрел танкетку, управляемую по проводам, использовавшуюся при
прорыве блокады Ленинграда. На Поклонной горе, в музее Великой
Отечественной войны, представлен её экземпляр. В фантастике
дебютировал в 1936 году, заняв 1-е место на конкурсе киносценариев с
написанным вместе с директором Ленинградского Дома учёных И. С. Шапиро
сценарием фантастического фильма «Аренида», который позже стал сюжетной
основой романа «Пылающий остров». Публикация романа (в 1940—1941
годах его печатала с продолжением газета «Пионерская правда») стала
началом 60-летней литературной карьеры Александра Казанцева. Уже в 1941
году появляется в печати фрагмент его романа «Арктический мост»
(полностью опубликован в 1946 году), в 1952 году издается «Мол
„Северный"» (переработан в 1956 году в роман «Полярная мечта», а в 1970
году — в роман «Подводное солнце»), а в 1964 году — роман «Льды
возвращаются». Казанцев очень точно и совершенно буквально воспринял
эстетические и идеологические установки своего времени, и его романы
идеально соответствовали «линии партии». Вместе с тем он боролся против
гегемонии так называемой «фантастики ближнего прицела», за «космическую»
фантастику. Роман «Внуки Марса» (1959, другое название — «Планета
бурь»), был экранизирован Павлом Клушанцевым в 1962 году под названием
«Планета бурь». Уже в 1960-е годы проза Александра Казанцева стала
выглядеть архаичной по сравнению с произведениями авторов, начавших
публиковаться после выхода революционной «Туманности Андромеды» Ивана
Ефремова. Казанцев чувствовал происходящие в литературе изменения, но
эстетически и идеологически принять их не мог, а потому занял позицию
активного консерватизма, которой последовательно придерживался всю
оставшуюся жизнь. В конце 1970-х — начале 1980-х гг. А. Казанцев был
фактически одним из рецензентов Роскомиздата в области фантастических
произведений. Казанцев проявлял большой интерес к загадкам науки и
трактовал их по-своему. Он опубликовал ряд статей, эссе и художественных
произведений, посвящённых загадке Тунгусского метеорита (Взрыв, Гость
из космоса, Тунгусская катастрофа: 60 лет догадок и споров). В них он
высказывал версию, что метеорит на самом деле был кораблем инопланетных
пришельцев, который взорвался при посадке. Казанцев указывал на сходства
атомного взрыва в Хиросиме и взрыва метеорита, что, по его мнению,
свидетельствовало в пользу искусственной природы этого тела. Помимо
этого, Казанцев интересовался гипотезой о палеоконтактах, собирал
информацию о легендах и археологических находках, которые могли бы
подтвердить эту гипотезу, писал статьи и эссе. Казанцева можно назвать
одним из пионеров советской уфологии. Возвращение Казанцева к
активной литературной работе состоялось в начале 1970-х. В этот период
им написаны романы «Сильнее времени» (1973), «Фаэты» (1974), «Купол
Надежды» (1980), которые были архаичны по стилистике и наивны по языку,
однако по-прежнему строго выдержаны с идеологической точки зрения. В это
время выходят несколько собраний сочинений Казанцева, а сам он
становится одним из активных «моторов» так называемой
«молодогвардейской» школы фантастики. В 1981 году Казанцев публикует
автобиографию — весьма характерный документ, по которому вполне можно
составить представление о том, какую роль отводил себе писатель в
истории науки и литературы. В том же 1981 году за вклад в развитие
фантастики Казанцев был удостоен премии «Аэлита». Иллюстратором многих его произведений был московский художник Виталий Лукьянец. В
1980-е годы Александр Казанцев издает романы о Пьере Ферма («Острее
шпаги», 1984) и о Сирано де Бержераке («Клокочущая пустота», 1986), где
пытается соединить свои обычные фантастические идеи с антуражем
«мушкетерского» исторического романа. Произведения следующих лет вполне
укладываются в уже освоенные им темы — это трилогия коммунистических
утопий «Тайна нуля», «Донкихоты Вселенной» и «Спустя тысячелетие»
(переизданы в 1997 году), дилогия «Иномиры» (1997) и
историко-фантастическая дилогия «Звезда Нострадамуса» (2000). В 2001
году был издан также фантастико-автобиографический роман «Фантаст»,
написанный в соавторстве с сыном Никитой Казанцевым. Александр
Петрович Казанцев скончался 13 сентября 2002 года на своей даче в
Переделкино. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.