Суббота, 27.04.2024, 11:31

Главная  | Июнь   | Мой профиль | Выход
Вы вошли как    Гость | Группа   "Гости"    RSS
Меню сайта
Наш опрос
Какие книги Вы любите читать?
Всего ответов: 143
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сегодня здесь были:
Поиск по сайту
Форма входа



    

Календарь русских народных примет. Народный календарь. Месяцеслов - лето.

      Лето включает три календарных месяца: июнь, июль, август.

В народе говорят:

Лето пролежишь - зимой с сумой побежишь.
Лето бурное - зима с метелями.
Лето дождливое - зима снежная, морозная.
Лето сухое, жаркое - зима малоснежная, морозная.
Урожайное лето предвещает холодную зиму.
Хлебород - к суровой зиме.
Каково лето - таково и сено.
Сырое лето и теплая осень - к долгой зиме.
Летний день год кормит.
Не моли лета долгого, моли теплого.
Если летом ночью не будет росы, днем будет дождь.
Если при ясной погоде летом отдаленные предметы не ясны, как бы в тумане - будет дождь.
Когда издалека видимые предметы кажутся необыкновенно большими, можно ждать северного ветра и дождя.
Если воздух над лесом посинеет - будет тепло.
Если летом петух запел раньше девяти часов вечера - к дождю.
Журавель (у колодца) скрипит - к перемене погоды.
Ветряки (ветряные мельницы) скрипят - будет буря.
Если голос звенит - будет ясно.
Если звон колокола явственно раздается, будет ясно, глухо раздается - дождь.
Грачи летом пасутся на траве - скоро будет дождь.
Первый туман лета - верная грибная примета.
Ясный Млечный Путь летом - к ведру.
Если летом совсем пауков незаметно - неминуемо будет дождь.
Если пауков видно много - надо ждать хорошей погоды.
Вороны часто кричат - к дождю или буйной погоде. Когда муравьи летом наносят большие муравейные кучи, то ожидай ранней и холодной зимы.
Если полевые мыши летом натаскивают в свои норы много хлеба, то можно ожидать холодной и продолжительной зимы».

На переходе от весны к лету отмечается Троица - поэтичный и радостный праздник. Седьмая неделя после Пасхи носит название "семиковой", "русальной", "зеленой", "гряной". Все дни недели считались праздничными, но особенно выделялись Семик - седьмой четверг после Пасхи, родительская суббота и Троица-Пятидесятница (50-й день Пасхи), воскресенье.
Троица представляла собой целый комплекс обрядов. По их обилию этот праздник сравним только с зимними Святками. Не случайно Троицу называли зелеными Святками.
По веселью она близка к Масленице. Троицкие обряды дошли до нас в древней, арха­ичной форме, многое в них относится к языческому прошлому Руси. Главный смысл троицких обрядов - в почитании земли, культе растительности, в желании передать человеку силу и мощь природы.
Троица - это девический праздник. Девушки шли в лес или на луг, плели венки, завивали березку. Завивали березку по-разному. Скручивали ветки вроде венка; заплетали косички, перевязывая иногда ветки лентами, пригибали ветки к земле, приплетали к траве. Потом приходили развивать венки - смотрели, сохранились они или развились.
Кумление у березок проходило так: две девушки-подруги подходили с двух сторон к завитому на березе венку (загнутым в форме кольца ветками) и троекратно целовались через него. Покумившиеся девушки становилась как бы кровными родственницами, обещали дружить всю жизнь.
Девушки плели венки из цветов, бросали их в реку и гадали по ним: чей венок пристанет к берегу, та останется в девках; чей уплывет, та выйдет замуж; чей потонет, та умрет.
Первый понедельник после Троицы отмечается как Духов день. В народе он воспринимался как продолжение и завершение троицких обрядов. Главным событием были "проводы русалки". Поэтому всю троицкую неделю, включая и понедельник, называли «русальной».
В эту неделю, по поверьям, русалки выходили из воды и бегали по полям и лесам, качались на деревьях, набрасывались на встречных и могли защекотать до смерти. Русалка - красивая бледная девушка с длинными распущенными волосами - душа утопленницы или детей, умерших некрещеными. Такое толкование образа русалки сложилось в более поздний, христианский период и было распространено в основном на Украине и пограничных с ней областях. В представлениях южных русских русалка нередко при­ближается к ведьме.
На Духов день приходился еще один очень древний обряд - это праздник Морены, а точнее, обряд "изгнания Морены из леса". Морена - это женский мифологический персонаж, дух леса, своего рода лесная русалка, хозяйка леса. По поверью, эта женщина-призрак, обладающая красотой и дьявольской силой, способная сбить с пути молодого неженатого человека, погубить молодое сердце. По сути Морена близка украинской Мавке. Сила ее может быть спрятана в стволе дерева, травах, даже в теле птицы.
На праздник Морены, как и Купалы, разжигают костры, но через них не прыгают. В этих кострах стараются сжечь как можно больше ветвей. Морена не купается в воде, не обливается, но она боится сильного огня, поэтому во время ночного празднования и поддерживают очень яркие костры. В обряде принимает учас­тие только молодежь.
Обряд изгнания Морены заключает в себе и аграрную магию. Дело в том, что проводится он в период начала сенокоса. Морену просят, чтобы она не помешала сенокосу на лесных лугах и не послала дождь.
На 7 июля (24 июня по старому стилю, день летнего солнцеворота) приходится православный праздник Рождества Иоанна Крестителя. На этот день выпадает важнейший календарный праздник славян - Ивана Купалы С праздником Ивана Купалы связывают массу легенд, поверий, он отличается богатством обрядовых действий. Эта веха служила в народном календаре точкой отсчета множества примет, необходимых крестья­нину в быту и работе.
Готовятся к празднованию Ивана Купалы еще 6 июля - на Аграфену Купальницу. С Аграфены начинают ку­паться, "закупываться". В этот день обливаются водой, особенно в ночь с 6 на 7 июля.
В этот день шли собирать травы, коренья для лечебных и знахарских целей. Накануне Ивана Купалы девушки гадали по травам. Собирали 12 трав (чертополох и папоротник обязатель­но), клали на ночь под подушку, чтобы приснился суженый: "Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!" Утром проверяли: если трав оставалось двенадцать - это сулило замужество.
В ночь на Ивана Купалу гадали и по венкам. Венки бросали на воду, приговаривая:

Плыви, плыви, венок,
В тот уголок,
Где живет мой милый дружок.

В сторону какого села венок поплывет, оттуда и ждать жениха.
На заре самого праздника Ивана Купалы принято купаться, причем целебной считается не только вода, но и роса. На Ивана Купалу бегали по улицам с ведрами и обливали всех встречных.
Традиционно на Купалу разжигали костры, водили вокруг них хороводы, прыгали через них, отдавая дань очистительной магии.
Костры устраивали за селом, на высоком месте. Иногда обвязывали соломой старые колеса, поджигали их и спускали с пригорков в знак того, что день с этого времени начинает убывать.
Cуществует поверье, что именно в купальскую ночь, один раз в году цветет папоротник. Кто увидит это цветение, сорвет цветок и съест его, тот будет "знатоком", будет все знать и будет счастливым всю жизнь.
По поверьям, в Купальскую ночь нельзя спать, так как оживает и становится особенно опасной вся не­чистая сила - ведьмы, оборотни, русалки, водяные. Ведьмы собираются на Лысой горе в Киеве и празднуют там свою ночь, отбирают у коров молоко, портят хлеба; водяные стремятся утащить человека под воду; лешие заводят людей в чащу и т. д. Рассказывали и о чудесных явлениях, происходивших в ивановскую ночь с растениями. Широко бытовало поверье, что деревья в эту ночь разговаривают и даже переходят с места на место.
Лето продолжается, поспевает урожай.
С 21 июля, дня летней Казанской Богоматери, начинается под­готовка к жатве. Первый сжатый сноп хранят особо, его называют именинником, с него начинают молотьбу, его соломой кормят скотину, его зерна целебны для людей.
2 августа отмечается Ильин день, день Ильи-пророка. "Илья грозы, держит и наводит". По поверьям, на Илью обычно бывают "воробьиные ночи", когда в течение всей ночи слышится оглушительный гром, мечутся молнии, все живое находится в страхе, особенно птицы, тяжело на сердце и человеку. По другим поверьям, "воробьиные ночи" - это очень короткие ночи - короче воробьиного хвоста. Так как на Илью бывали грозы, то в этот день не работали в поле, боясь, что грозный святой спалит урожай.
В августе вовсю идет уборка урожая, закрома наполняются зерном и плодами.
Наступает время Спасов. Первый спас - медовый, второй - яблочный, третий - ореховый, полотняный, хлебный.
На Успение (28 августа - по новому стилю) отмечался праздник окончания жатвы (дожинки). В эти дни раньше исполнялся древний обряд, связанный с почитанием земли-матушки. По завершении работ жнеи катались по ниве со словами:

Жнивка, жнивка,
Отдай мою силку:
На пест,
На колотило,
На молотило,
На кривое веретено!

Другие сайты гимназии №2
  • ИНФОРМАЦИОННЫЙ сайт гимназии № 2
  • ОФИЦИАЛЬНЫЙ сайт гимназии № 2
  • Сайт президентского совета гимназии
  • Сайт кафедры иностранных языков гимназии №2
  • Сайт газеты "КАПЛИ РОСЫ"
  • Сайт "Планета-Б" 6Б класса
  • Библиотеки в Интернете
  • Мировая цифровая библиотека
  • Библиотека Максима Мошкова
  • Российская государственная библиотека
  • Библиотека образовательных ресурсов
  • Электронная библиотека КОАПП
  • Поиск книги в Интернете
  • Литературная информационно-поисковая система-каталог
  • На 08.05.2012 поисковой системой проиндексировано 65871 документ, 11137 авторов
    Последние темы форума
  • Новости сайта (0)
  • Календарь
    «  Апрель 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930
    Copyright MyCorp © 2024

    http://www.borisovmusatov.org Рейтинг сайтов Наука / Образование
    Создать бесплатный сайт с uCoz