![](http://him2biblio.ucoz.ru/_si/0/44555132.jpg)
Ф.И.Панфёров
(1896-1960)
2 октября - 115 лет со дня рождения Ф.И.Панфёрова, русского писателя.
Федор Иванович Панферов родился в с.Павловка Саратовской губернии в семье крестьянина-бедняка, с 10 лет работал в родном селе подпаском, затем в городах Поволжья, куда гнал его голод, «мальчиком» в купеческой лавке, подсобным рабочим. Недолго проучившись в Вольской учительской семинарии, после Октябрьской революции занимался советской и хозяйственной деятельностью, редактировал уездную газету, работал в уездном комитете РКП(б), в им же созданной сельхозкоммуне (1920). В 1923–1925 учился в Саратовском университете. В 1924–1931 редактировал «Крестьянский журнал» (Москва), регулярно выступая со злободневной публицистикой. Уже с 1920-х годов «пролетарский писатель», «развернувший с пролетарских позиций острую критику частнособственнических деревенских отношений», Панферов состоит в руководстве РАПП, с 1931 до конца жизни (с небольшими перерывами) – главный редактор «рапповского» журнала «Октябрь». Первый его рассказ Перед расстрелом (1918) опубликован в саратовском журнале «Горнило». Писал пьесы для крестьянских театров о социалистических преобразованиях на селе – "Дети земли" (1920), "Пахом" (1923), "Мужики" (1924), "Бунт земли", "Развал" (обе 1926); очерковые книги "Береговая быль", "От деревенских полей" (обе 1926), "На реке Цне", "В предутреннюю рань "(обе 1927). Наиболее значительное произведение Панферова – роман "Бруски" (книги 1–4, 1928–1937), разросшийся в эпопейное полотно из небольшого очерка "Огневцы", многократно переиздававшийся и получивший мощную поддержку всех сторонников скорейшей коллективизации села, преодоления инстинкта собственничества, «власти земли», «идиотизма деревенской жизни» и прочих составляющих векового бытия традиционного русского крестьянства. «Боевым донесением из деревни, содрогающейся от внутренней борьбы», назвал роман Панферова А.В.Луначарский; «энциклопедия» деревенской жизни – вторили критики. В этих оценках отмечалось, с одной стороны, знание автором жизни села, ощущение изменчивости его эмоционально-мировоззренческой «ауры» (сцены отчаянного разгула мужичьей стихии и забоя скота в канун коллективизации; психологически убедительный образ «середняка» Никиты Гурьянова, мечтавшего о земле, где нет коллективизации, и этим предвосхитивший существенный мотив поэмы А.Т.Твардовского "Страна Муравия"), а с другой – тенденциозная заданность «полярной» расстановки образов (привлекательные бескорыстием, альтруизмом и убежденностью вожаки колхозного движения, «новые» люди большевик Степан Огнев, кустодиевский богатырь, быстро перековавшиеся крепкий хозяин Кирилл Ждаркин и бывший «подкулачник» бедняк Шленка – и их антагонисты, сатирически обрисованные скупцы-индивидуалисты, представители мира наживы, кулаки Егор Чухляев, Илья Плакущев, Маркел Быков). Неоднозначными явились для литературной общественности «сырой», долитературный, колоритно-«необлизанный» (А.С.Серафимович) и вычурно-корявый, манерно-натужный (М.Горький) язык романа (с новообразованиями типа «базынить» и нутряными пейзажами наподобие: «Земля томилась, как баба, вышедшая из горячей курной избы»), натуралистическая грубость многих сцен, перенасыщенность персонажами и калейдоскопичность повествования, акцент на «докультурном», «животном» начале в естественном человеке из народа. Пророческим оказалось опасение Горького, активного участника острой полемики начала 1930-х годов вокруг Брусков, выросшей в одну из самых значительных в истории советской литературы «дискуссию о языке», относительно «неспособности» или «нежелания» учиться их самобытного автора. Роль литературного вождя, члена правления Союза писателей СССР с 1934, депутата Верховного Совета СССР с 1946 и руководителя одного из крупнейших советских литературно-публицистических журналов хотя и не исказила, судя по ряду воспоминаний, доброй и по-своему порядочной натуры Панферова, оказавшего поддержку многим литераторам и не запятнавшего себя доносительством даже в самые провокационные годы, но и не способствовала совершенствованию его художественного мастерства. Поверхностная описательность, лозунговая риторика, ходульность образов, сюжетный мелодраматизм и фабульная неправдоподобность, частично проявившиеся уже в Брусках, а также стилистические бесцветность, «клишированность» и неряшливость стали характерными признаками большинства последующих произведений Панферова, неизменно конъюнктурно-злободневных и отвечавших каждому зигзагу «генеральной линии». Автор трилогии о Великой Отечественной войне и послевоенном строительстве "Борьба за мир", 1945–1947; "В стране поверженных", 1948; "Сталинские премии СССР", 1948, 1949; "Большое искусство", 1954); трилогии "Волга-матушка река", обращенной к проблемам сельского хозяйства ("Удар", 1953; "Раздумье", 1958; "Во имя молодого", 1960). В творческом наследии писателя очерки из жизни тыла и фронта, военные повести "Своими глазами" (1941) и "Рука отяжелела" (1942), пьесы "30-й год" (1935), "Жизнь" (1939), посвященные любимым героям Панферова – крестьянам-волжанам, и "Когда мы красивы" (1952), вызвавшая отрицательные оценки критики за эстетическое безвкусие, автобиографическая повесть "Родное прошлое" (1956), "Сказания о Поволжье" (1957), публицистические и литературно-критические статьи.
Умер Панферов в Москве 10 сентября 1960 года.