2 октября - 115 лет со дня рождения Ф.И.Панфёрова, русского писателя.
Федор Иванович Панферов родился в с.Павловка Саратовской губернии в
семье крестьянина-бедняка, с 10 лет работал в родном селе подпаском,
затем в городах Поволжья, куда гнал его голод, «мальчиком» в купеческой
лавке, подсобным рабочим. Недолго проучившись в Вольской учительской
семинарии, после Октябрьской революции занимался советской и
хозяйственной деятельностью, редактировал уездную газету, работал в
уездном комитете РКП(б), в им же созданной сельхозкоммуне (1920). В
1923–1925 учился в Саратовском университете. В 1924–1931 редактировал
«Крестьянский журнал» (Москва), регулярно выступая со злободневной
публицистикой. Уже с 1920-х годов «пролетарский писатель», «развернувший
с пролетарских позиций острую критику частнособственнических
деревенских отношений», Панферов состоит в руководстве РАПП, с 1931 до
конца жизни (с небольшими перерывами) – главный редактор «рапповского»
журнала «Октябрь». Первый его рассказ Перед расстрелом (1918)
опубликован в саратовском журнале «Горнило». Писал пьесы для
крестьянских театров о социалистических преобразованиях на селе – "Дети
земли" (1920), "Пахом" (1923), "Мужики" (1924), "Бунт земли", "Развал" (обе
1926); очерковые книги "Береговая быль", "От деревенских полей" (обе 1926),
"На реке Цне", "В предутреннюю рань "(обе 1927). Наиболее значительное
произведение Панферова – роман "Бруски" (книги 1–4, 1928–1937),
разросшийся в эпопейное полотно из небольшого очерка "Огневцы",
многократно переиздававшийся и получивший мощную поддержку всех
сторонников скорейшей коллективизации села, преодоления инстинкта
собственничества, «власти земли», «идиотизма деревенской жизни» и прочих
составляющих векового бытия традиционного русского крестьянства.
«Боевым донесением из деревни, содрогающейся от внутренней борьбы»,
назвал роман Панферова А.В.Луначарский; «энциклопедия» деревенской жизни
– вторили критики. В этих оценках отмечалось, с одной стороны, знание
автором жизни села, ощущение изменчивости его
эмоционально-мировоззренческой «ауры» (сцены отчаянного разгула мужичьей
стихии и забоя скота в канун коллективизации; психологически
убедительный образ «середняка» Никиты Гурьянова, мечтавшего о земле, где
нет коллективизации, и этим предвосхитивший существенный мотив поэмы
А.Т.Твардовского "Страна Муравия"), а с другой – тенденциозная заданность
«полярной» расстановки образов (привлекательные бескорыстием,
альтруизмом и убежденностью вожаки колхозного движения, «новые» люди
большевик Степан Огнев, кустодиевский богатырь, быстро перековавшиеся
крепкий хозяин Кирилл Ждаркин и бывший «подкулачник» бедняк Шленка – и
их антагонисты, сатирически обрисованные скупцы-индивидуалисты,
представители мира наживы, кулаки Егор Чухляев, Илья Плакущев, Маркел
Быков). Неоднозначными явились для литературной общественности «сырой»,
долитературный, колоритно-«необлизанный» (А.С.Серафимович) и
вычурно-корявый, манерно-натужный (М.Горький) язык романа (с
новообразованиями типа «базынить» и нутряными пейзажами наподобие:
«Земля томилась, как баба, вышедшая из горячей курной избы»),
натуралистическая грубость многих сцен, перенасыщенность персонажами и
калейдоскопичность повествования, акцент на «докультурном», «животном»
начале в естественном человеке из народа. Пророческим оказалось опасение
Горького, активного участника острой полемики начала 1930-х годов
вокруг Брусков, выросшей в одну из самых значительных в истории
советской литературы «дискуссию о языке», относительно «неспособности»
или «нежелания» учиться их самобытного автора. Роль литературного вождя,
члена правления Союза писателей СССР с 1934, депутата Верховного Совета
СССР с 1946 и руководителя одного из крупнейших советских
литературно-публицистических журналов хотя и не исказила, судя по ряду
воспоминаний, доброй и по-своему порядочной натуры Панферова, оказавшего
поддержку многим литераторам и не запятнавшего себя доносительством
даже в самые провокационные годы, но и не способствовала
совершенствованию его художественного мастерства. Поверхностная
описательность, лозунговая риторика, ходульность образов, сюжетный
мелодраматизм и фабульная неправдоподобность, частично проявившиеся уже в
Брусках, а также стилистические бесцветность, «клишированность» и
неряшливость стали характерными признаками большинства последующих
произведений Панферова, неизменно конъюнктурно-злободневных и отвечавших
каждому зигзагу «генеральной линии». Автор трилогии о Великой
Отечественной войне и послевоенном строительстве "Борьба за мир",
1945–1947; "В стране поверженных", 1948; "Сталинские премии СССР", 1948,
1949; "Большое искусство", 1954); трилогии "Волга-матушка река", обращенной к
проблемам сельского хозяйства ("Удар", 1953; "Раздумье", 1958; "Во имя
молодого", 1960). В творческом наследии писателя очерки из жизни тыла и
фронта, военные повести "Своими глазами" (1941) и "Рука отяжелела" (1942),
пьесы "30-й год" (1935), "Жизнь" (1939), посвященные любимым героям
Панферова – крестьянам-волжанам, и "Когда мы красивы" (1952), вызвавшая
отрицательные оценки критики за эстетическое безвкусие,
автобиографическая повесть "Родное прошлое" (1956), "Сказания о Поволжье"
(1957), публицистические и литературно-критические статьи. Умер Панферов
в Москве 10 сентября 1960 года.