| Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)
15 мая - 165 лет со дня рождения Виктора Михайловича Васнецова, русского художника.
ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович [3(15). 5.1848, с. Лопьял -
23.7.1926, Москва], русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной
школе Общества поощрения художеств (1867-68) у И. Н. Крамского и в АХ
(1868-75), действительным членом которой стал в 1893.
С 1878 член Товарищества передвижников. Посетил Францию
(1876) и Италию (1885). Жил в Петербурге и Москве. В годы учёбы выполнял
рисунки для журналов и дешёвых народных изделий ("Народная азбука"
Столпянского, изд. в 1867; "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя, изд. в
1874). В 1870-е гг. выступил с небольшими жанровыми картинами, тщательно
написанными преимущественно в серовато-коричневой цветовой гамме. В сценках
уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и
крестьян Васнецов с большой наблюдательностью запечатлел различные типы
современного ему общества ("С квартиры на квартиру", 1876,
"Военная телеграмма", 1878,- обе в Третьяковской гал.).
В 1880-е гг., оставив жанровую живопись, создавал
произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок,
посвятив им почти полностью всё своё дальнейшее творчество. Одним из первых
русских художников обратившись к русскому фольклору, Васнецов стремился
придать эпический характер своим произведениям, в поэтической форме воплотить
вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства.
Васнецов создал картины "После побоища Игоря
Святославича с половцами" (1880), "Алёнушка" (1881),
проникнутая искренней поэтичностью, "Иван-царевич на сером волке"
(1889), "Богатыри" (1881-98), исполненные веры в богатырские силы
народа, "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897, все в Третьяковской
гал.).
С общей направленностью станковой живописи Васнецова 1880-
1890-х гг. тесно связаны его работы для театра. Отличающиеся
народно-поэтическим складом декорации и костюмы к пьесе-сказке
"Снегурочка" А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И.
Мамонтова в 1882) и одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова (в Московской
частной русской опере С. И. Мамонтова в 1886), исполненные по эскизам
Васнецова,- пример творческой интерпретации подлинного археологического и
этногр материала,- оказали большое влияние на развитие русского
театрального-декорационного искусства в конце 19 - нач. 20 вв. Пейзажные фоны
произведений Васнецова на сказочные и исторические темы, проникнутые глубоко
национальным ощущением родной природы, то замечательные лирической
непосредственностью её восприятия ("Алёнушка"), то эпические по
характеру ("После побоища Игоря Святославича с половцами"), сыграли
важную роль в развитии русской пейзажной живописи.
В 1883-85 Васнецов выполнил монументальное панно
"Каменный век" для Исторического музея в Москве, в 1885-96 большую
часть росписей Владимирского собора в Киеве. В росписях Владимирского собора
Васнецов пытался внести духовное содержание и эмоциональность в традиционную
систему церковной монументальной живописи, которая во 2-й половине 19 в.
пришла в полный упадок. Живопись Васнецова в зрелый период, отличаясь
стремлением к монументально-декоративному художественному языку,
приглушённому звучанию обобщённых цветовых пятен, а порой и обращением к
символике, предвосхищает позже получивший распространение в России стиль
"модерн".
Васнецов исполнил также ряд портретов (А. М. Васнецова,
1878; Ивана Петрова, 1883; оба - в Третьяковской гал.), иллюстрации к
"Песни о вещем Олеге" А. С. Пушкина (акварель, 1899, Литературный
музей, Москва). По его рисункам сооружены церковь и сказочная "Избушка
на курьих ножках" в Абрамцеве (под Москвой; 1883), выстроен фасад
Третьяковской гал. (1902). В советское время Васнецов продолжал работать над
народными сказочными темами ("Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем
Горынычем", 1918; "Кащей Бессмертный", 1917-26; обе картины -
в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве).
БСЭ, «Брокгауз и Ефрон»
| |