2 ноября - 105 лет со дня рождения Даниила Леонидовича Андреева, философа, поэта. Андреев Даниил Леонидович- религиозный философ, писатель, поэт. Родился в Берлине, в семье знаменитого рус. писателя Леонида
Андреева. Мать его, А.М.Велигорская, скончалась от послеродового
заболевания. Осиротевшего ребенка взяла на воспитание тетя — Елизавета
Михайловна, жена моск. врача Ф.А.Доброва. В доме Добровых, бывшем одним из
лит. центров тогдашней Москвы, мальчик воспитывался как родной сын. В 1942 Андреева призывают в армию, в рядах 196-й
стрелковой дивизии по льду Ладожского озера он входит в блокадный Ленинград.
После войны возвращается в Москву. 21.04.1947 его арестовывают по 58-й
статье. По приговору Особого совещания Андрее получает 25 лет тюрьмы. Все,
написанное им до ареста, было уничтожено. Ровно 10 лет Андреев проводит во
Владимирской тюрьме, где продумывает и начинает записывать свой основной труд —
"Розу мира". В апреле 1957 выходит на свободу, однако здоровье его после
перенесенного в тюрьме инфаркта оказывается безнадежно подорванным, через 2
года он умирает. Прах его покоится в Москве на Новодевичьем кладбище.
Главные идеи
развил в "Розе Мира", они получили поэтическое переложение в "Русских богах" и "Железной мистерии".
Андреев - сторонник религиозного спиритуализма, самобытный
представитель мифологической ветви русского космизма со своеобразным
"символичеким языком". В центре воззрений Андреева - устройство
Вселенной, жизнь которой наполнена борьбой Сил Света с Силами Зла,
получающих свою персонификацию. История - отражение взаимоотношения
неземных Сущностей. Андреев использовал античное понятие эона (века
жизни )для обозначения мировых периодов. Мистерия первого эона
завершается гибелью Антихриста и спасением немногих, во втором эоне
произойдёт спасение всех без исключения и прекращение излучения злобы. В
третьем - свершится искупление самого Демона.
Андреев непосредственно продолжал традиции философии всеединства
Соловьева, развивая их на основе сложного соотношения принципов
толстовства и классического славянофильства.
Вглядываясь в реалии ХХ в., Андреев приходил к апокалиптическому
ощущению времени: ".. я принадлежу к тем, кто смертельно ранен двумя
великими бедствиями: мировыми войнами и единоличной тиранией". Его
особенно удручало то, что человеческая культура, даже в своих высочайших
проявлениях, как религия и наука, бессильна противостоять необычайно
возросшей мощи зла, его способности "маскироваться", "подменять" добро. В
людях постепенно угасает "стремление к всемирному", они всё более
разобщаются на враждебные сообщества, усиливая "деспотические
образования", т.е. государства. Конечно, сущность государства не
сводится к одной только тирании. На протяжении целых веков оно выступало
"единственной неуклонной объединительницей людей", предотвращая от них
опасность хаоса и войн. Но государство "цементировало общество на
принципах насилия", вовсе не заботясь о нравственном содержании своих
деяний. В результате восторжествовало властное, деспотическое начало.
Главные сочинения: "Русские боги", "Роза мира", "Железная мистерия".