11 сентября - 130 лет со дня рождения Бориса Степановича Житкова, детского писателя. ЖИТКОВ БОРИС СТЕПАНОВИЧ родился 30
августа (11 сентября) 1882 в Новгороде в семье преподавателя математики и
пианистки. Детство провел в Одессе (его школьным другом был
К.И.Чуковский), в 1905 принимал участие в революционных событиях.
Окончил естественное отделение Новороссийского университета (1906) и
кораблестроительное – Петербургского политехнического института (1916).
Был штурманом парусника, капитаном научно-исследовательского судна,
ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем,
преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища;
много путешествовал.
Печатался с 1924 – сначала адресуясь к взрослой, затем все чаще к
детской аудитории, которую он находил, в частности, как постоянный
автор детских журналов и газет «Новый Робинзон», «Чиж», «Еж», «Юный
натуралист», «Пионер», «Ленинские искры» и др. (морские повести в сб.
Злое море, 1924; рассказы для детей Черная махалка, Дяденька, оба 1925;
Джарылгач, 1926; Про обезьянку, 1927; Кружечка под елочкой, 1929; Белый
домик, Мангуста, оба 1935; На льдине, 1939; циклы Морские истории,
1925–1937, Рассказы о животных, 1935; повести Удав, Черные парус, обе
1927; пьесы Пятый пост, 1927; Семь огней, 1929; сказочная повесть
Элчан-Кайя, 1926; научно-художественный книги Про эту книгу, Свет без
огня, обе 1927; Пароход, 1935, книжки-самоделки, в т.ч. Одень меня,
1928). Богатство жизненных наблюдений и высокая познавательная
ценность, четкость в определении полюсов добра и зла, неистощимая
сюжетная изобретательность, динамизм повествования, острота и
необычность нравственных коллизий, возникающих в повседневной жизни и
раскрывающих истинную суть человека, романтическая вера в торжество
добра и справедливости обеспечили произведениям Житкова почетное место в
русской детской литературе 20 в., а внешне сдержанная, но искренняя и
трогательная любовь к этому миру, ко всему живому и требующему защиты,
умение удивляться красоте бытия, будить сострадание к слабым, в т.ч. к
«братьям нашим меньшим», и интерес к загадкам природы, ясный, лаконичный
и серьезный «детский» язык сделали творчество Житкова любимым чтением
юных читателей вплоть до сего дня. Вершина творчества Житкова –
повесть-энциклопедия Что я видел (опубл. в 1938, посмертно), ставшая
настольной книгой многих поколений детей, где писатель в жанре
путешествия четырехлетнего мальчика Алеши-«Почемучки», от лица которого
написана книга, отвечает на разнообразные вопросы, возникающие у малыша
при первом столкновении с «чудом» железной дороги, новыми людьми,
предметами и животными. Психологизм Житкова, не лишенный социальной
тенденциозности в рассказах о взрослых (добрый и храбрый матрос и жадный
хозяин в рассказе На воде, нищий матрос и корыстолюбивый капитан в
рассказе Погибель, благородные революционеры и злые полицейские,
черносотенцы и бандиты в рассказах Вата, Компас, Пекарня),
доброжелательно-назидательный – в обрисовке образов детей (которые,
взрослея, непременно становятся лучше), особенно точен в повествованиях о
животных, которые показаны со всеми своими видовыми поведенческими
признаками, и в то же время с конкретной ситуативной характеристикой
(слон, который спасает хозяина от тигра), как создания, в которых
писатель мудро выделяет достойные качества (преданность волка,
трудолюбие и доброту слона, храбрость обезьянки и т.п.). Житков был
организатором теневого театра и специальной серии книг для
малограмотных, автором незаконченной книги История корабля, цикла
Рассказы о технике, адресованного молодежи, романа для взрослых Виктор
Вавич (кн. 1–2, 1929–1937), рассказывающем, не без автобиографических
реминисценций, о периоде революции 1905. Творчество Житкова, классика
отечественной детской и анималистической (в продолжение традиций
Л.Н.Толстого и А.П.Чехова) словесности, которого можно, наряду с
В.В.Бианки и Е.И.Чарушиным, считать также основоположником
научно-художественного жанра в детской литературе, оказало существенное
влияние на многих детских писателей. Умер Житков в Москве 19 октября
1938.