| Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942)
15 июня - 145 лет со дня рождения Константина Дмитриевича Бальмонта, поэта.
…Мне открылось, что времени нет,
Что недвижны узоры планет,
Что бессмертие к смерти ведет,
Что за смертью бессмертие ждет.
К. Бальмонт
…только мимолетности я влагаю в стих.
К. Бальмонт
Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня
1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии. Отец,
Дмитрий Константинович, служил в Шуйском уездном суде и земстве, пройдя
путь от мелкого служащего в чине коллежского регистратора до мирового
судьи, а затем до председателя уездной земской управы. Мать, Вера
Николаевна, урожденная Лебедева, была образованной женщиной, и сильно
повлияла на будущее мировоззрение поэта, введя его в мир музыки,
словесности, истории.
В 1876-1883 годах Бальмонт учился в Шуйской гимназии, откуда был
исключен за участие в антиправительственном кружке. Продолжил свое
образование во Владимирской гимназии, затем в Москве в университете, и
Демидовском лицее в Ярославле. В 1887 году за участие в студенческих
волнениях был исключен из Московского университета и сослан в Шую.
Высшего образования так и не получил, но благодаря своему трудолюбию и
любознательности стал одним из самых эрудированных и культурных людей
своего времени. Бальмонт ежегодно прочитывал огромное количество книг,
изучил, по разным сведениям, от 14 до 16 языков, кроме литературы и
искусства увлекался историей, этнографией, химией.
Стихи начал писать в детстве. Первая книга стихов «Сборник
стихотворений» издана в Ярославле на средства автора в 1890 году.
Молодой поэт после выхода книжки сжег почти весь небольшой тираж.
Решающее время в формировании поэтического мировоззрения Бальмонта
— середина 1890-х годов. До сих пор его стихи не выделялись чем-то
особенным среди поздненароднической поэзии. Публикация сборников «Под
северным небом» (1894) и «В безбрежности» (1895), перевод двух научных
трудов «История скандинавской литературы» Горна-Швейцера и «Истории
итальянской литературы» Гаспари, знакомство с В. Брюсовым и другими
представителями нового направления в искусстве, укрепили веру поэта в
себя и свое особое предназначение. В 1898 году Бальмонт выпускает
сборник «Тишина», окончательно обозначивший место автора в современной
литературе.
Бальмонту суждено было стать одним из зачинателей нового направления в литературе — символизма. Однако среди «старших символистов» (Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, В. Брюсов) и среди «младших» (А. Блок, Андрей Белый, Вяч. Иванов)
у него была своя позиция, связанная с более широким пониманием
символизма как поэзии, которая, помимо конкретного смысла, имеет
содержание скрытое, выражаемое с помощью намеков, настроения,
музыкального звучания. Из всех символистов Бальмонт наиболее
последовательно разрабатывал импрессионистическую ветвь. Его поэтический
мир — это мир тончайших мимолетных наблюдений, хрупких чувствований.
Предтечами Бальмонта в поэзии являлись, по его мнению, Жуковский, Лермонтов, Фет, Шелли и Э. По. Широкая известность к Бальмонту пришла достаточно поздно, а в
конце 1890-х он был скорее известен как талантливый переводчик с
норвежского, испанского, английского и других языков.
В 1903 году вышел один из лучших сборников поэта «Будем как
солнце» и сборник «Только любовь». А перед этим, за
антиправительственное стихотворение «Маленький султан», прочитанное на
литературном вечере в городской думе, власти выслали Бальмонта из
Петербурга, запретив ему проживание и в других университетских городах. И
в 1902 году Бальмонт уезжает за границу, оказавшись политическим
эмигрантом. Помимо почти всех стран Европы Бальмонт побывал в Соединенных
Штатах Америки и Мексике и летом 1905 года вернулся в Москву, где вышли
два его сборника «Литургия красоты» и «Фейные сказки».
На события первой русской революции Бальмонт откликается
сборниками «Стихотворения» (1906) и «Песни мстителя» (1907). Опасаясь
преследования поэт вновь покидает Россию и уезжает во Францию, где живет
до 1913 года. Отсюда он совершает поездки в Испанию, Египет, Южную
Америку, Австралию, Новую Зеландию, Индонезию, Цейлон, Индию. Вышедшая в 1907 году книга «Жар-птица. Свирель славянина», в
которой Бальмонт развивал национальную тему, не принесла ему успеха и с
этого времени начинается постепенный закат славы поэта. Однако сам
Бальмонт не сознавал своего творческого спада. Он остается в стороне от
ожесточенной полемики между символистами, ведущейся на страницах «Весов» и «Золотого руна»,
расходится с Брюсовым в понимании задач, стоящих перед современным
искусством, пишет по-прежнему много, легко, самозабвенно. Один за другим
выходят сборники «Птицы в воздухе» (1908), «Хоровод времен» (1908),
«Зеленый вертоград» (1909). О них с несвойственной ему резкостью
отзывается А. Блок. http://www.silverage.ru/poets/balmont_bio.html
В мае 1913 года, после объявления амнистии в связи с трехсотлетием
дома Романовых, Бальмонт возвращается в Россию и на некоторое время
оказывается в центре внимания литературной общественности. К этому
времени он — не только известный поэт, но и автор трех книг, содержащих
литературно-критические и эстетические статьи: «Горные вершины» (1904),
«Белые зарницы» (1908), «Морское свечение» (1910). Перед Октябрьской революцией Бальмонт создает еще два
по-настоящему интересных сборника «Ясень» (1916) и «Сонеты солнца, меда и
луны» (1917). Бальмонт приветствовал свержение самодержавия, однако события,
последовавшие вслед за революцией, отпугнули его, и благодаря поддержке
А. Луначарского Бальмонт получил в июне 1920 года разрешение на
временный выезд за границу. Временный отъезд обернулся для поэта
долгими годами эмиграции.
В эмиграции Бальмонт опубликовал несколько поэтических сборников:
«Дар земле» (1921), «Марево» (1922), «Мое — ей» (1923), «Раздвинутые
дали» (1929), «Северное сияние» (1931), «Голубая подкова» (1935),
«Светослужение» (1936-1937).
Умер 23 декабря 1942 года от воспаления легких. Похоронен в местечке Нуази ле Гран под Парижем, где жил последние годы.
http://www.silverage.ru/poets/balmont_bio.html
| |