| Пьер Корнель(1606-1684) 6 июня - 405 лет со лня рождения Пьера Корнеля, французского драматурга.
Пьер Корнель (Corneille) (6.6.1606, Руан - 1.10.1684, Париж) -
французский драматург. Член Французской академии с 1647 года. Сын адвоката.
Литературную деятельность начал с галантных стихов, за которыми последовали
комедии "Мелита, или Подложные письма" (постановка 1629, издание 1633) и др.,
трагикомедия "Клитандр, или Освобожденная невинность" (постановка 1630-1631,
издание 1632), трагедия "Медея" (постановка 1635, издание 1639). Эти
произведения были поисками жанровой формы. Трагикомедия "Сид"
(постановка и издание 1637), конфликт которой (борьба долга и страсти) отражает
центральное противоречие времени - отношение личности к складывающемуся в
форме абсолютной монархии национальному государству, ознаменовала начало театра
французского классицизма. И хотя в "Сиде" еще сильна атмосфера вольности, что и
было главной причиной осуждения пьесы Французской академией, в нем уже звучит
тема государства как высшего начала жизни, получившая дальнейшее развитие в
трагедиях "Гораций" (постановка 1640, издание 1641),
"Цинна, или Милосердие Августа" (постановка 1640-1641, издание 1643) и др.
Победа разума над чувством, гражданской доблести над индивидуальными страстями,
торжество героической воли составляют пафос трагедий Корнеля начала 1640-х
годов. Он находит выражение и в классической, рационалистически строгой и ясной
форме пьес, в которой всегда ощутима организующая художественная воля
драматурга. Принципы поэтики классицизма Корнель стремится приложить и к
комедии ("Лжец", постановка 1643, издание 1644).
Начиная с трагедии "Родогуна" (постановка 1644-1645, издание 1647), в театре
Корнеля намечаются новые мотивы, вызванные разочарованием в абсолютистском
государстве, которые определили характер его пьес конца 1640-х годов,
получивших впоследствии название трагедий "второй манеры" Корнеля. Не судьбы
нации, а династическая борьба за престол, мир дворцовых интриг и преступлений
составляют содержание этих пьес. Образ монарха - тирана, движимого личным
честолюбием, становится центральной фигурой театра Корнеля. Не находя больше
разумного общественного содержания, воля его героев предстает как
иррациональная, извращенная, преступная сила; драму движет слепая случайность,
и принцип простоты и ясности, свойственный поэтике классицизма, сменяется
нарочитой запутанностью интриги. Корнель делает попытки отойти от канонов
классицизма и создать новые жанровые формы, промежуточные между трагедией и
комедией ("Дон Санчо Арагонский", постановка 1649, издание 1650).
Демократическая тенденция этой пьесы, явившаяся отголоском общественного
подъема, вызванного оживлением оппозиционных абсолютизму сил, нашла дальнейшее
развитие в лучшей трагедии позднего Корнеля "Никомед" (постановка и издание
1651), заканчивающейся народным восстанием. После провала "Пертарита"
(постановка 1651, издание 1653) Корнель уходит из театра и возвращается к
театральной деятельности лишь в 1659 году. Трагедии Корнеля 1660-х годов
"Серторий" (постановка и издание 1662), "Отон" (постановка 1664, издание 1665)
и др. свидетельствуют о творческом упадке драматурга. Корнель оказался в
стороне от новых проблем времени. С театром он простился пьесой "Сурена"
(постановка 1674, издание 1675). Последние годы жизни почти ничего не писал;
умер в нищете, всеми забытый. Новая слава пришла к Корнелю в эпоху Просвещения
и Великой французской революции. В России трагедии Корнеля переводились и
ставились уже в 18 веке. Особенно популярен Корнель был в годы борьбы с
деспотизмом Екатерины II и во время
декабристского движения. Новые переводы трагедий Корнеля были сделаны в конце 19
века и в советское время (М. Л. Лозинским).
//Большая советская энциклопедия
Литература.
1. Батюшков Ф. Д. "Корнелиев "Сид". СПБ, 1895.
2. Балашов Н. И. "П. Корнель". М., 1956.
3. Сигал Н. А. "П. Корнель. 1606-1684". Л.- М., 1957.
АФОРИЗМЫ
Человек мужественный верен своему слову. (Пьер Корнель / ХРАБРОСТЬ
Без риска победив,без славы торжествуешь. (Пьер Корнель / ОСТОРОЖНОСТЬ И РИСК
Беспечность - худший враг,чем вражеская рать. (Пьер Корнель / РАВНОДУШИЕ
Бог страсти - злой тиран,и он за все в ответе. (Пьер Корнель / УДОВОЛЬСТВИЕ
Возлюбленных - найдешь,супруг - незаменим. (Пьер Корнель / ЛЮБОВЬ МУЖЧИН,ЖЕНЩИН
Всегда везде для всех да будет правый суд. (Пьер Корнель / СУД И СУДЬИ
Из двух красивей та,
Которая при нас не открывала рта. (Пьер Корнель / КРАСОТА
Когда любовь не ложна,
Того,кто ей не мил,любить нам невозможно,
Все домогательства тогда обречены. (Пьер Корнель / ЛЮБОВЬ МУЖЧИН,ЖЕНЩИН
За равную вину и кара всем равна,
Виновных различать Фемида не должна. (Пьер Корнель / КАРА
Живой пример верней,и только он велик. (Пьер Корнель / ПРИМЕР
Когда мы верного утрачиваем друга,
Ничто не исцелит душевного недуга. (Пьер Корнель / ДРУЖБА
Когда нет того,кого любишь,приходится любить то,что есть. (Пьер Корнель / ЛЮБОВНИКИ И ЛЮБОВНИЦЫ
Коль совершился брак,то брачного союза
Нерасторжима связь,ее нельзя порвать:
Супруги не должны в разлуке пребывать. (Пьер Корнель / ЗАМУЖЕСТВО И ЖЕНИТЬБА
Кто не боится смерти,тому не страшны угрозы. (Пьер Корнель / СМЕЛОСТЬ
Кто презирает страх,тот слишком возгордился. (Пьер Корнель / ГОРДОСТЬ
Любовь - жестокий царь,ее всесильно иго. (Пьер Корнель / ЛЮБОВЬ
Любовь обманутая - больше не любовь. (Пьер Корнель / ЛЮБОВЬ
Кто свой скрывает гнев,тот лучше мести служит. (Пьер Корнель / ЯРОСТЬ
Обманутый в любви не знает снисхожденья. (Пьер Корнель / ОБМАН
Одна лишь красота нас покоряет силой,
Мы,смерти не страшась,боимся гнева милой! (Пьер Корнель / КРАСОТА
Отважная душа не станет вероломной. (Пьер Корнель / ДУША И ТЕЛО
Приходит - кроткая,царит же - как тиранка,
Но раз твоей душе понравилась приманка,
Преодолеть любовь душа уж не вольна. (Пьер Корнель / ЛЮБОВЬ МУЖЧИН,ЖЕНЩИН
Ранимы жалостью высокие сердца,
Участье к слабому - не слабость храбреца. (Пьер Корнель / СЛАБОСТЬ
Рассказывая о своем горе,часто его облегчаешь. (Пьер Корнель / НЕСЧАСТЬЕ
Ревность возбуждать одной любви пристало. (Пьер Корнель / РЕВНОСТЬ
Сдержан только тот,кто перестал любить. (Пьер Корнель / ПРОФЕССИОНАЛЫ
Уменье властвовать не черпается из книг. (Пьер Корнель / ВЛАСТЬ
Хуже муки нет,чем страстно полюбить
Того,кто ненавистью будет вам платить. (Пьер Корнель / ЛЮБОВЬ
Человек мужественный - верен своему слову. (Пьер Корнель / ПРЕДАННОСТЬ
Чем лучший оскорбил,тем глубже оскорбленье. (Пьер Корнель / ОСКОРБЛЕНИЕ
Чужая боль не то,что боль души своей. (Пьер Корнель / ОСКОРБЛЕНИЕ
| |