| Андрей Сергеевич Некрасов (1907-1987)
17 июня - 105 лет со дня рождения Андрея Сергеевича Некрасова, русского писателя. Родился в семье
врача. Увлекался чтением приключенческой литературы, в частности «Путешествиями
Марко Поло», что пробудило интерес к странствиям. Ребенком Некрасов переболел
полиомиелитом, левая нога прихрамывала. Но, вопреки обстоятельствам, Некрасов
после окончания в 1924 средней школы поступил на московскую трамвайную станцию,
работал чернорабочим, монтером. В 1926,
уехав в Мурманск, стал матросом на рыболовном судне, начал вести записи «об
интересных случаях, участником и свидетелем которых приходилось быть»
(Автобиография // Детская литература. 1972. №4. С.58). С 1928 начал печатать отдельные заметки, стихи (стихи подписывал псевдонимом
Топе). В журнале «Борьба миров» (1930. №2. С.47-56) Некрасов опубликовал свой
первый серьезный рассказ «Из-за Ваера» о героях Северного моря и поступил на
должность литературного секретаря журнала «Смена». Но тяга к активной жизни
заставила молодого журналиста отказаться от редакторского кресла. В конце 1920-х — начале 1930-х будущий писатель «бурил нефть на Сахалине, мыл
золото на Амуре, был китобоем морского зверя на Шантарском море» (Автобиография.
С.58). Сдав экстерном экзамен на штурмана, 2 года занимался на Тихом океане
организацией китобойной промышленности. В 1933 вернулся в Москву, где познакомился с Б.С.Житковым, сыгравшим важную роль
в его профессиональном становлении. Некрасов начинает сотрудничать в детских
журнала и газетах «Пионер», «Мурзилка», «Смена», «Ленинские внучата», «Колхозные
ребята». В 1935 вышел первый сборник
рассказов Некрасова «Морские сапоги», посвященный трудовым будням моряков и
рыбаков Дальнего Востока. Популярность
пришла к Некрасову с выходом повести «Приключения капитана Врунгеля». Во время
совместной с Б.С.Житковым работы над книгой о С.М.Кирове Некрасов рассказал ему
о своем давнем знакомом А.М.Вронском, возглавившем первый китобойный трест на
Дальнем Востоке. Этот удивительный рассказчик развлекал на досуге своих друзей
выдуманными историями о морских приключениях. Житков подсказал Некрасову мысль
написать небольшую повестушку о капитане, который рассказывает о своем
кругосветном плавании и «к былям небылиц без счету прибавляет» (История с
Врунгелем // Детская литература. 1968. №8. С.22). В дневниках отмечена точная
дата рождения идеи повести: «Случилось это в Москве, на Таганке, 22 декабря 1934
года, в 4 часа утра» (Капитан Врунгель, кто он? // Приключения капитана
Врунгеля. М., 1991. С.183). Имя литературного героя — Врунгель Христофор
Бонифатьевич — родилось не сразу. Некрасов точно знал, что в основе фамилии
должен лежать глагол «врать» или один из его синонимов. «После недолгих поисков
возникла простая ассоциация: барон Мюнхгаузен (литературное родство которого с
героем будущей повести с самого начала было для меня бесспорным), барон Врангель
(знаменитый русский моряк, именем которого назван большой остров в Восточной
Арктике) и, как производная из этих двух имен, капитан Врунгель» (Рождение и
жизнь капитана Врунгеля // Книги — детям. 1967. С.67). В то же время писатель
Н.В.Богданов убежден, что одним из прототипов капитана Врунгеля можно считать и
самого Некрасова, который слыл в редакционной среде «морским волком» и неизменно
веселил сотрудников рассказами-байками (Богданов Н. С кого списан Врунгель //
Детская литература. 1989. №12. С.45). В
1937 появился журнальный вариант книги, который был втрое короче первоначального
и печатался в виде рисунков-комиксов и кратких подписей к ним, по 6 блоков в
каждом номере (Пионер. №1-9, 11-12). Несомненной удачей стало то, что рисунки к
повести сделал известный художник К.П.Ротов. Будучи удивительным мастером
детали, он, по словам Некрасова, и его «заставил внимательнее приглядываться к
подробностям ситуаций, в которых оказались герои» (История с Врунгелем. С.23). В 1939 вышло отдельным изданием книги.
В нем были сняты редакторские правки, искажения текста, присущие журнальному
варианту. Неоднозначно оценила книгу Некрасова критика 1930-х. В журнале
«Детская литература» (1939. №7) были помещены две противоположные рецензии.
Л.Кассиль отозвался о повести одобрительно, верил, что ей суждено долгая жизнь,
считая ее книгой «для тех, кто любит шутку и ценит затейливую прелесть небылиц,
кто примечает истинный жизненный смысл в смешных несуразицах» (С.20). И.Рахтанов
предрекал повести Некрасова скорое забвение, назвав ее в ряду «скороспелок,
печального, но трудно-искоренимого в жизненной практике явления» (С.22). Через
30 лет этот же критик иначе отозвался о «Врунгеле», включив повесть в разряд
«немеркнущих книг, таких, которым суждено долгая и счастливая жизнь» (Рахтанов
И. О человеке бывалом, писателе веселом // Пионер. 1967. №9. С.58). Большая часть произведения — монолог главного героя о своих морских
путешествиях. Действие повести развивается динамично, согласно специфике жанра
приключенческого произведения. В основе сюжета новеллы-анекдоты, в которых
переплетается предельно реалистическое и фантастическое начала. С одной стороны,
пространство повести похоже на реальное: указаны конкретные географические
названия, ощущается атмосфера конца 1930-х, нарастающая угроза фашизма. Не
случайно так актуально звучат слова о пиратах, которые отличаются от тех, что
были в старых приключенческих романах. С другой стороны, повесть насыщена
фантастическими элементами, схожими с теми, что свойственны произведениям
Р.Э.Распе. Содержательную основу повести из 22 главок составляет морской
фольклор, байки, небылицы, курьезные случаи. Стилистическая доминанта
произведения — пародийно-юмористическая. Способы создания комического
разнообразны: комизм характеров, комизм обстоятельств и языковой юмор. Комичны
сами участники кругосветного путешествия: чудаковатый, но неистощимо находчивый
капитан Врунгель, пунктуально исполнительный, но недалекий старший помощник
капитана Лом, матрос Фукс, находчивый, но неопытный в морском деле и с явно
мошенническими наклонностями. Герои постоянно попадают в комические
обстоятельства. Языковой юмор представлен, прежде всего, говорящими фамилиями
(Врунгель, Кусака, Глупстон, Бандитто и др.), языковой (название яхты «Беда» от
бывшей «Победы»), каламбурами (обыгрываются различные значения слов и выражений:
лом, фараон, песок, по носу земля и др.), перевертышами в куплетах Фукса и
Врунгеля, пародиями. В 1941 Некрасов добровольцем ушел на фронт, служил в пехоте и в авиации. После
войны вышли сборники рассказов «Завидная биография» (М., 1953), «Судьба корабля»
(М., 1958), «Мы были на Диксоне» (Красноярск, 1960), в которых отражена история
страны. Некрасов плодотворно работал в области научно-популярной литературы:
очерки «Высокие широты», «Плавающие материки» в соавторстве с
профессором-океанографом Н.Н.Зубовым; «Электрическое солнце», «Энергия»,
«Блуждающие токи». До последних дней он был членом редколлегии журнал «Пионер» и
литературно-художественный альманах «Океан». В 1958 вышло 2-е
издание книги, в которое добавлены некоторые рассуждения Врунгеля и «Толковый
морской словарь для бестолковых сухопутных читателей". Литература:
1.Кассиль Л. Кругосветное плаванье несусветного враля // Детская литература. 1939.
№7. С.17-20; 2.Рахтанов И. Трактат о
природе вранья, или Сигнал бедствия // Детская литература. 1939. №7. С.21-23;
3.Сивоконь С.И. Поэзия находчивости // Сивоконь С.И. Веселые ваши друзья. М.,
1986. С.32-44;
4.Дубровская И.Г. Море в творческой истории «Приключений капитана Врунгеля»
А.С.Некрасова // Литературная сказка: История. Поэтика. Методика преподавания.
М., 1997. С.82-87.
5.Русские детские писатели XX в. М., 1997;
6.Писатели нашего детства. ч.3. М., 2000.
| |