| Тихон Николаевич Хренников (1913-2007) 10 июня - 100 лет со дня рождения Тихона Николаевича Хренникова, русского композитора. Родился 28 мая (10 июня)
1913 в Ельце. ( )Отец служил приказчиком, мать была домохозяйкой. В
семье играли на гитаре и мандолине, Тихон пел в церковном хоре. С девяти
лет он начал учиться играть на рояле. Свой первый опус, этюд для
фортепиано, написал в тринадцать лет. В 1932 окончил Третий Московский
Музыкальный Техникум (с 1936 — Государственное музыкальное училище имени
Гнесиных) и сразу был принят на второй курс Московской консерватории, в
класс В.Я.Шебалина. Педагогом по фортепиано у Хренникова был
Г.Г.Нейгауз. На третьем курсе его пригласили работать в Московский
детский театр, которым руководила Н.И.Сац. Дипломной работой Хренникова
стала его Первая симфония (1935), которая была с большим успехом
публично исполнена в том же году в Большом зале Московской
консерватории.( ) В 1936 окончил консерваторию и продолжил образование в
классе высшего мастерства у Шебалина.
Центральное место в его творчестве занимают симфоническая музыка и
сочинения для музыкального театра. Во второй половине 1930-х выдвинулся в
число ведущих представителей советской музыки, воплотив в своих крупных
произведениях события современности. В 1939 была завершена опера В
бурю. В этом сочинении впервые на оперной сцене был воплощен образ
Ленина. ( )Позже Хренников вновь обратился к теме революции в опере Мать
(1957). В этих операх он опирался на мелодический материал
крестьянского и городского фольклора, а также разработал интонационный
материал революционной песни.
Его перу принадлежит советская комическая опера Фрол Скобеев (1947), в
1950 эту оперу запретили как `несвоевременную` и `чуждую народу`.
Хренников отказался сдаваться, он обратился напрямую к Сталину и добился
разрешения. Был сделан новый вариант постановки, и она появилась под
названием Безродный зять.
Для детской аудитории были созданы опера Мальчик-великан (1969) и балет Наш двор (1970).
Композитор много и плодотворно работал в жанре симфонии и
инструментального концерта. В 1942 завершил 2-ю симфонию, запечатлевшую
события военных лет, а также инструментальные концерты — два концерта
для скрипки (1959, 1975), для виолончели (1964). В начале 1980-х были
написаны Третий фортепианный и Второй виолончельный концерты.( )
Начало общественной деятельности Хренникова пришлось на 1-й съезд
композиторов СССР в 1943. Хренников прочитал основной доклад о борьбе с
проявлениями формализма в советской музыке. В докладе содержалась резкая
критика авангардизма, отхода от мелодической основы музыки и назывались
конкретные фамилии советских композиторов, чьи произведения не
соответствуют принципам социалистического реализма — С.Прокофьева,
Д.Шостаковича, А.Хачатуряна. Однако за этим не последовало громких `дел`
— никто из советских композиторов не был подвергнут репрессиям. А
главные фигуранты доклада Хренникова продолжали получать звания и
награды.
Хренников много работал для драматического театра и кино. Написал музыку
к таким спектаклям как Много шума из ничего (1936), Дон Кихот (1941),
Давным-давно (1942). Лирические песни композитора к кинофильмам Свинарка
и пастух, В шесть часов вечера после войны, Поезд идет на восток,
Верные друзья, Руслан и Людмила, Дуэнья, и др. снискали большую
популярность.
Как и большинство композиторов в то время, Хренников в своем творчестве
делал акцент на песни, том числе посвященные патриотической и военной
тематике. Среди них наиболее популярными стали Все за родину, Есть на
севере хороший городок, Прощание и др.
Умер Т.Н.Хренников 14 августа 2007 года в Москве.
http://classic-online.ru/ru/composer/Khrennikov/44
| |