Символика пасхального стола
Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха,
- главное событие года для православных христиан и самый большой
православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и
означает "прехождение", "избавление". В этот день мы торжествуем
избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и
дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой
смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам
вечная жизнь.
Воскресение Христово - это основа и венец нашей веры, это первая и самая
великая истина, которую начали благовествовать апостолы. Пасха по своему значению выходит из ряда главнейших двунадесятых
праздников и именуется "Праздником праздников и Торжеством торжеств". В этот и последующие дни многократно звучат слова пасхального
приветствия: "Христос воскресе! - Воистину воскресе", которыми мы
исповедуем веру в Воскресение Господа. На Пасху предполагается особенно обильная и разнообразная трапеза. В
доме каждого верующего христианина на праздничном Пасхальном столе
присутствуют традиционные блюда, которые несут в себе глубокое
символическое содержание. Традиционно, после окончания богослужения
верующие разговляются (т.е. прекращают пост) кусочком пасхального кулича, крашеными яйцами и пасхой (приготовляемой обычно из творога).
С началом первой седмицы поста заботливые хозяйки
начинают копить луковичное перо, которое лучше всякого импортного
порошка окрашивает яйцо в самый правильный густой красно-коричневый
цвет. Раскрашивание пасхального яйца
— это самое настоящее искусство. Художники-миниатюристы способны
изобразить на выпуклой поверхности храмы и монастыри, фантастические
букеты, небесные светила, моря, леса, степи и горы, святых и ангелов.
Только вся эта живопись — влияние Запада, а настоящее пасхальное яйцо
всегда красится луковичным пером!
Объяснение обычая красить пасхальные яйца
в красный цвет восходит к довольно позднему апокрифу, в котором
говорится об обращении в христианскую веру Римского императора Тиверия.
Желая остановить проповедь Марии Магдалины, Тиверий заявил, что он
скорее готов поверить в превращение белого яйца в красное, чем в
возможность оживления умершего. Яйцо покраснело, и это стало последним
аргументом в полемике, которая завершилась крещением Римского кесаря.
Обычай обмениваться крашеными яйцами прочно вошел в
быт Церкви, а появился еще в I веке от Рождества Христова. Символическое
значение яйца как начала новой жизни было известно и ранее. Церковное
предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора,
приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина
пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила
Тиверию простое куриное яйцо. Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении
Христа и воскликнул: "Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так
же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным". Тут же на
глазах императора свершилось чудо - яйцо стало красным, свидетельствуя
истинность христианской веры.
Пасхальный кулич
по своей форме напоминает артос — хлеб, который освящается на
пасхальном богослужении и раздается верующим в субботу Светлой седмицы.
Пасхальный артос — символ Самого Господа Иисуса Христа. Обращаясь к
ученикам, Он говорил: "Я есмь хлеб жизни... Хлеб, сходящий с небес,
таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий
хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя,
которую Я отдал за жизнь мира" (Ин. 6, 48-51). Артос всегда
приготовляется из дрожжевого теста. Это не иудейский опреснок, в котором
нет ничего живого. Это хлеб, в котором дышит закваска, жизнь, которая
может длиться вечно. Онтологический статус артоса не позволяет добавлять
в него ничего лишнего. В нем нет никакой сдобы, никаких ароматических
веществ. Артос — это символ самого насущного хлеба — Христа Спасителя,
Который есть Жизнь!
Однако в пасхальном куличе, этом артосе, перенесенном
на праздничный стол, напротив, присутствует и сдоба, и сладость, и
изюм, и орехи. Правильно приготовленный русский кулич не черствеет
неделями; он ароматен, красив, тяжел и может простоять, не испортившись,
все сорок дней Пасхи. Такое видоизменение артоса тоже имеет
символическую основу. Пасхальный кулич на праздничном столе
символизирует присутствие Божие в мире и в человеческой жизни. Сладость,
сдоба, красота пасхального кулича, таким образом, выражают заботу
Господа о всяком человеческом существе, Его сострадание, милосердие,
снисхождение к немощам человеческого естества, готовность услышать любую
молитву, придти на помощь последнему грешнику. Наименование Господа Иисусом Сладчайшим в одном из древнейших акафистов помогает понять символику пасхального кулича.
Столь же ароматной и преукрашенной является еще одна непременная принадлежность пасхального стола — творожная пасха,
которая также имеет свою глубокую, укорененную в Священном Писании
символику. Земля, где в кисельных берегах текут молочные реки, является
одним из наиболее распространенных архетипов, характерных для самых
разных культур. Молочные реки в кисельных берегах были вековечной мечтой
русского крестьянина, которая воплотилась в сказках и народных песнях.
Господь, обращаясь к Моисею, обещает Своему
избранному народу "землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед"
(Исх. 2, 7). Эта характеристика земли обетованной сохраняется на
протяжении всего повествования о Пасхе — переходе евреев из Египта в
Палестину. Она является прообразом Царства Небесного, путь в которое для
верующего человека еще более труден, чем сорокалетнее путешествие
иудеев. Ее "молоко и мед" — образ нескончаемой радости, блаженства
святых, удостоенных спасения и вечного пребывания перед престолом
Божиим.
Таким образом, творожная пасха
— это символ пасхального веселья, сладости райской жизни, блаженной
Вечности, которая не является бесконечным длящимся временем,
бессмысленным повторением одного и того же, но, по пророчеству
Апокалипсиса, "новым небом и новой землей". А "горка", форма, в которую
укладывается пасха — это символ Небесного Сиона, незыблемого основания
Нового Иерусалима — города, в котором нет храма, но "Сам Господь Бог
Вседержитель — храм его и Агнец" (Апок. 21, 22).
|